Воложинский район

Центр Воложинского района Минской области, 75 километров от Минска, 17 километров от железнодорожной станции Воложин на линии Молодечно – Лида, на автостраде Минск – Гродно; 100 километров от Вильнюса. Территория района – 1,9 тыс. кв. км, – почти 5% территории Минской области. Граничит наш район на севере – с Молодечненским, на востоке – с Минским, на юго-востоке – с Дзержинским, на юге – со Столбцовским районами Минской области, на западе и северо-западе – Ивьевским, Ошмянским и Сморгонским районами Гродненской области.

38% территории р-на занимают леса, из которых большая часть входит в территорию знаменитой Налибокской пущи – одного из самых больших лесных массивов в Беларуси, и, по отдельным источникам, всей современной Восточной Европе. Пронизанная многочисленными ручьями и реками, пуща представляет собой уникальный природный комплекс, который стал домом для множества редких растений и животных. Именно  Налибокская пуща является генетическим резервуаром для речной форели и хариуса. Часто на любопытные глаза туристов выходят зубры, лоси, пятнистые олени, лисы, волки и другие животные.

На территории района есть месторождения полезных ископаемых – силикатных и строительных песков, глины, торфа. По Воложинщине протекают 36 речек и 59 ручьёв, относящихся к бассейну реки Нёман. Наиболее крупная река – Западная Березина, ширина которой достигает 20-25 метров.

С Воложинщиной связаны судьбы многих знаменитых людей: Сымона Будного, Винцента Дунина-Марцинкевича, Михаила Грушвицкого, Казимира и Марьяна Здзяховских, Пятра Битэля, Констанции Буйло, Хведора Чэрни, Ядвигина Ш., Старога Уласа, Фердинанда Рущица, Феликса Дзержинского и др.

Если заглянуть в историю, то можно с полной ответственностью утверждать, что Воложин относится к категории самых старых населенных пунктов Беларуси. Первые письменные упоминания о Воложине встречаются в немецких хрониках в конце 14-го столетия – крестоносцы, проходя через поселение, называли его «Флосшейн» или «Влошин».

Существует несколько легенд происхождения названия “Воложин”. Первая из них повествует, что когда-то очень давно здесь жил молодой парень. Был он очень сильным и добрым. Когда люди к нему обращались с какой-либо просьбой о помощи, например, построить забор, починить крышу дома или вскопать огород, этот парень никогда никому не отказывал. Звали его Янка, а за силу его люди дали ему прозвище – Волат. Когда пришла его пора, Янка-Волат женился на хорошей девушке, построил дом на высоком холме и стал жить-поживать. Люди любили Янку и тоже чем могли помогали ему. Но через некоторое время молодая жена Янки-Волата заболела и, не дожив до годовщины свадьбы, умерла. Почернел Янка от горя, потерял интерес к жизни. Продал свой дом, скотину. Люди, чтобы поддержать его в горе, стали чаще звать его к себе, якобы для того, чтобы он помогал им. Но ненадолго Янка пережил свою супругу и вскоре тоже умер. Через некоторое время люди заметили, что травы, собранные на холме, где раньше жил Янка, помогали от разных болезней, и, вообще, место это было каким-то счастливым, удачным. А когда кто-то спрашивал людей с этой местности откуда они, все отвечали, что живут они там, где раньше “Волат жил”. Сочетание этих слов со временем трансформировалось и получилось название города.

Вторая версия происхождения Воложина состоит в том, что в древние времена перегонщики волов всегда останавливались в этом месте на привал. Здесь текла река, и волы пили из неё воду и отдыхали. А когда нужно было гнать волов дальше, перегонщики кричали на них: “Волы, жень! Волы, жень!” Слово “жень” означало “идти”. Эти слова со временем стали произноситься как Воложин.

Со второй половины 13-го столетия земли Воложинщины, которые раньше подчинялись удельным западнорусским княжествам, вошли в состав Великого княжества Литовского. Почти 500 лет история региона неразрывно связана с этой державой. В 1793 году Воложинщина была присоединена к Российской империи.

В 1413 году, согласно Городейской унии, территория в границах современного района вошла в состав Виленского воеводства. Со второй половины 16-го века восточная и южная части этой территории отходят к образованным в то время Минскому повету и воеводству.

Верховным владельцем земель на территории Великого княжества Литовского выступал великий князь. Начиная с 15-го века, на землях Воложинщины формируется и частная форма землевладения. Так, в 1407 году великий литовский князь Витовт выдает привилей на владение Воложином старосте виленскому Войцеху Манивидовичу.

С 1507 года Воложин вошёл в состав Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского. С 1567 года городом владел Н.Радзивилл, с 1614 года – Слушки, которые основали здесь бернардинский монастырь и при нём школу (1681). С 1683 года существовало православное братство. С 1793 года – в составе Российской империи, в Ошмянском уезде Виленской губернии. С конца 18-го века Воложин вновь принадлежал Радзивиллам, позже – Понятовским (1721), затем – Чарторийским (1738).

В 1803 году город Воложин покупает Вильнюсский староста граф Юзаф Тышкевич у князя Адама Чарторийского. Граф Тышкевич перестроил в центре города в 1803-1806 годах дворцово-парковый ансамбль с большой оранжереей (архитектор А.Косаковский), а в 1816 году – костёл святого Юзефа. Первое здание костёла было построено из дерева в 1500 году, но его полностью уничтожил пожар. А в 1805 году был заложен первый камень в здание нового костёла, выстроенного к 1816 году в стиле классицизма.

В первой половине 19-го века местечко Воложин известен как центр торговли животным и сельскохозяйственным сырьём. Наибольшее развитие получили мукомольное производство, различные ремёсла, в том числе домашнее изготовление тканей, одежды, обуви, посуды, хозяйственного инвентаря. Работал лесопильный завод.

В 1806-1892 годах здесь действовало высшее религиозное еврейское учебное заведение (ешибот), где учились более 400 студентов из России, Англии, Сирии, США, Израиля, Австралии и других стран мира. 37 выпускников ешибота в разное время и в разных странах занимали пост главного раввина.

В середине 1860-х годов в городе Воложине насчитывалось 183 дома, более 2,5 тысяч жителей. В 1865 году большой пожар уничтожил в городе больше 100 строений.

В 1866 году построена православная церковь равноапостольных Константина и Елены в стиле деревянного зодчества, на то время это был один из самых больших деревянных храмов. В 1870 году в Воложине открыто трёхлетнее народное училище. В конце 19-го века открыты ещё два. В 1897 году в Воложине 4533 жителя, почти 90% из них – евреи.

В феврале–декабре 1918 года был оккупирован немецкими войсками. В октябре 1918 года крестьяне окрестных деревень под руководством большевиков подняли восстание, напали на немецкий отряд в поместье Шаповалы, обезоружили его и пошли на Воложин, где размещалась немецкая комендатура. Через неделю восстание было подавлено германскими войсками.

Согласно Рижскому мирному договору, с 1921 года по сентябрь 1939 года Воложин и Воложинский район находились в составе Польши, в районе деревни Раков проходила советско-польская граница. В сентябре 1939 года Красная Армия перешла польскую границу, и с 17 сентября все земли Воложинщины вошли в состав БССР, а с 15 января 1940 года город Воложин – центр Воложинского района Барановичской области.

Великая Отечественная война началась для жителей Воложина 25 июня 1941 года. В годы войны район стал партизанским краем. В лесах Воложинщины действовали партизанские бригады имени Фрунзе, имени Чкалова, имени Щорса, «За Советскую Беларусь» и другие. Здесь размещалось руководство партизанского движения Барановичской области, Воложинский и Ивенецкий подпольные райкомы партии и комсомола. 26 июня 1941 года немцы оккупировали всю территорию района и установили жёсткий режим, так называемый «новый порядок». Под страхом смертной казни они ввели непомерные натуральные и денежные налоги, тяжёлые принудительные работы. В Воложине, Ракове, Вишнево, Забрезье и Ивенце были созданы местные концентрационные лагеря смерти (еврейские гетто), где зверски были уничтожены шесть тысяч советских граждан. Только в самом Воложине в четырёх местах гитлеровцы организовали массовые уничтожения людей разных национальностей: евреев, белорусов, поляков, русских. На Поповке, около подножия горы Высокой, было расстреляно около тысячи человек, на городском стадионе – больше ста человек, на «зелёном плацу» и еврейском кладбище – более трёхсот мирных жителей и семей военнослужащих 168-го стрелкового полка.

В годы войны в районе уничтожено больше 8 тысяч мирных жителей, около 2 тысяч вывезено на каторжные работы в Германию, сожжены 64 деревни.

После освобождения была изменена административная принадлежность Воложина и района, которые с 20 сентября 1944 года вошли в состав Молодечненской области. С 1 января 1963 года Воложинский район был ликвидирован и вошёл в состав Молодечненского района. 15 января 1965 года по решению Президиума Верховного Совета БССР Воложинский район в числе других 23 районов был восстановлен.

Современный Воложин – административный, хозяйственный, культурный центр одноимённого района с хорошо развитой инфраструктурой. Промышленные предприятия выпускают хлеб и хлебобулочные, кондитерские, колбасные изделия, молочную продукцию, пиво, блоки оконные и дверные, пиломатериалы, мебель кухонную и мягкую, керамические изделия, льноволокно. Pайoн являeтся лидepoм в peализации мнoгиx иннoвациoнныx начинаний. Этo и зeлeныe маpшpуты, и бeзбаpьepная сpeда, и туpистичeскиe кластepы. Oдна из пoслeдниx иннoваций – испoльзoваниe пoдxoдoв кpeативнoй экoнoмики для pазвития туpизма. В этих целях действуют 40 oбъeктoв oбщeствeннoгo питания, дeсять oбъeктoв пpидopoжнoгo сepвиса, двe гoстиницы, тpи зoны oтдыxа, экoлoгичeская тpoпа. Pазpабoтанo бoлee З0 туpистичeскиx маpшpутoв пo тeppитopии pайoна.

В городе имеется гостиница, ресторан «Ислочь», кафе «Першаи», кинотеатр «Юность», районный центр культуры и множество других достопримечательностей.

На Воложинщине зарегистрировано 145 памятников истории и культуры. Важнейшие из них – бывшая резиденция Тышкевичей, построенная в историческом центре в 1788-1806 годах в стиле классицизма; костёл святого Юзефа (1803-1816).

Среди достопримечательностей Воложинщины – традиционный Региональный конкурс-пленер «Зямля і неба Фердынанда». Он собирает множество талантливых гостей их Беларуси, стран ближнего зарубежья. Каждый из участников привозит с собой набор художника – краски, кисти – все, что необходимо для рисования. Все выходят на природу, где глазу просторно и видно далеко. Юные и профессиональные художники начинают рисовать пейзажи, как когда-то на Богдановской земле в конце XIX – начале XX века это делал наш великий земляк Фердинанд Рущиц. На работу отводится четыре часа, а потом начинается работа жюри и подведение итогов.

Нельзя не отметить еще один чудесный фестиваль, который проводится на Воложинщине раз в два года. Имя ему – «Ракаўскі фэст». Агорогородок Раков – поликультурное местечко, в котором издавна тесно переплетены культуры различных народов, которые на протяжении многих веков мирно и плодотворно вместе работали и отдыхали. Особого расцвета Раков достиг в 30-е годы прошлого века, когда оказался на границе Польши с СССР, и даже получил неофициальный статус «столицы контрабандистов. Во время масштабных фестивалей посетители знакомятся с польской, белорусской, литовской и еврейской культурами. В программе – традиционные экскурсии по Ракову, посещение выставок и творческих забав для детей, квест «Тропинками контрабандистов», ярмарка «Город мастеров», фото-пленер, флешмоб «Станцуем вместе» и «Спеўны сход». На «Раковском фэсте» всегда можно отведать блюда национальной кухни и вообще чудесно провести время.

Вы можаце пакінуць каментарый або зваротную спасылку з вашага сайта.

Адзін каментарый да матэрыяла “Воложинский район”

  1. инесса:

    очень познавательно.много новых открытий из истории малой родины

Пакінуць каментарый


приёмная главного редактора


   
Powered by WordPress | Compare Best Sprint Phone Deals Online. | Thanks to Credit Card Deals, Best CD Rates and Sell cars