Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков Минской области при проведении контрольных мероприятий органами Фонда в 2019 году

Без рубрики

1.Нарушения своевременности и полноты уплаты обязательных страховых взносов.

1.1. Не начислены обязательные страховые взносы на суммы выплат, на которые в соответствие с законодательством должны начисляться обязательные страховые взносы. Нарушена статья 2 Закона Республики  Беларусь от 29.02.1996 г. № 138-ХIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закона об обязательных страховых взносах), что привело к неуплате в установленный срок доначисленных сумм обязательных страховых взносов:

на материальную помощь в связи с награждением грамотой работников;

на компенсацию за неиспользованный отпуск;

на сумму материальной помощи в связи с тяжелым финансовым положением;

 на сумму материальной помощи в связи с празднованием Дня защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь, празднованием Дня женщин 8 марта, Дню Матери;

на сумму стоимости билетов на концерт;

на сумму оплаты за обучение по договору о подготовке специалиста с высшим образованием на платной основе;

на сумму единовременных выплат(в том числе материальной помощи,  премиии т.д.), оказываемой работникам  к юбилейным датам;

на суммы материальной помощи оказываемой работниками  для оплаты стоимости путевок;

на сумму материальной помощи в связи с профессиональном праздником Днем автомобилиста и дорожника;

 на сумму материальной помощи в связи с ростом цен, изменением уровня инфляции;

материальная помощь в связи с празднованием Нового года (продукты питания);

на суммы материальной  помощи, оказываемой работниками в связи с длительной болезнью или лечением;

на суммы  социальных выплат оказываемых работникам в соответствие  Коллективным договором (оплата частичной доплаты за путевки, выделенные за счет Республиканского центра по оздоровлению и  санаторно-курортному лечению населения работникам за счет  средств предприятия);

на суммы выплаченной денежной помощи в размере месячной стипендии, назначенной в последнем семестре обучения молодым специалистам, предоставляемым место работы путем распределения.

1.2. Излишне  начислены обязательные страховые взносы на суммы выплат, на которые в соответствии с законодательством  не должны начисляться обязательные страховые взносы. Нарушены статья 2,4 Закона об обязательных страховых взносах и пункт 7 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999  № 115:

на материальную помощь в связи  со смертью близких родственников;

на материальную помощь в связи  со вступлением в брак;

излишне  начислены обязательные страховые взносы  на сумму материальной помощи, оказываемой работникам в соответствие с законодательством (при предоставлении трудового отпуска)

излишне начислены обязательные страховые взносы в размере 28 % (на пенсионное страхование) с выплат инвалиду II группы.

1.3.В нарушение пп.4, 12, 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение об уплате):

при получении (перечислении) денежных средств на оплату труда в банк не представлялись платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов в подлежащей уплате сумме;

получение (перечисление) денежных средств на оплату труда в проверяемом периоде осуществлялось на основании представленных в банк справок о том, что обязательства по перечислению обязательных страховых взносов исполнены;

Обязательные страховые взносы в полном объеме не уплачены в день фактической выплаты заработной платы, следовательно неполная уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда  является административным правонарушением, предусмотренным статьей 11.54 КоАП.

1.4. В нарушение пункта 2 статьи 7Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон № 322-З)

1.4.1. не начислены взносы на ППС на следующие выплаты,начисленные в пользу работников:

взносы начислялись не на всю сумму выплат, начисленную работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в Перечень ППС, в суммы выплат не включены суммы единовременных выплат (в том числе суммы материальной  помощи, оказываемой работникам),  суммы премий в месяце, в котором они были начислены;

на сумму материальной помощи в связи с празднованием Дня защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь;

на  сумму материальной помощи в связи с профессиональном праздником Днем автомобилиста и дорожника;

на сумму материальной помощи в связи с празднованием Нового года (продукты питания);

на все выплаты работникам, начисленные в связи с их занятостью на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда;

1.4.2. излишне начисленывзносы на ППС на следующие выплаты,начисленные в пользу работников:

на суммы выплат за периоды, когда работник не подлежал профессиональному пенсионному страхованию, а именно оплата за дни свободные от работы отцу, воспитывающего ребенка инвалида в возрасте до восемнадцати лет, а также на выплаты по гражданско-правовым договорам.

в суммы выплат включены суммы отпускных, в случае если начало отпуска следует непосредственно за периодом, когда он не выполнял работу  в течение полного рабочего дня в особых условиях труда;

на суммы выплат за периоды, когда работник не подлежал профессиональному пенсионному страхованию, так как занят был на работах с особыми условиями труда, предусмотренных Списком № 2  не полный рабочий день (т.е. менее 80% от продолжительности ежедневной работы (смены) установленной законодательством).

  1. Нарушения при проверке обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

2.1. При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности выявлены нарушения следующих пунктов Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (с изменениями и дополнениями) (далее-Положение №569):

пункта 10–пособие по временной нетрудоспособности назначено по день установления инвалидности включительно,а следовало назначить до дня установления инвалидности;

пункта 16–по нескольким листкам нетрудоспособности пособия были назначены как по отдельным случаям нетрудоспособности, а надо было как по одному случаю, посколькувременная нетрудоспособность длилась непрерывно и в указанный период не наступили обстоятельства, влияющие на размер пособия, или новый случай временной нетрудоспособности;

подпункта 18.5 пункта 18– неверно определен размер пособияпо временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным членом семьи — пособие назначено в размере 80% среднедневного заработказа первых 12 календарных дней временной нетрудоспособности, а следовало назначить в размере 100%;

пункта 22 –  при расчете среднедневного заработка неверно определено количество отработанных календарных дней (в число календарных дней расчетного периода включены дни трудового отпуска, временной нетрудоспособности);

пункта 23 – неверно определен размер пособия — при отработке в расчетном периоде менее 30 календарных дней пособие исчислялось из среднего заработка в расчетном периоде, а необходимо было исчислить исходя из тарифной ставки (оклада), действующей на дату начала случая временной нетрудоспособности;

пункта 24–неверно определен размер заработкадля исчисления среднедневного размера пособия, такпри отработке не всех рабочих дней по графику работы премии учитывались не пропорционально отработанным рабочим дням в месяце, а в полном размере, кроме того,в заработок  включены выплаты, носящие единовременный характер;

пункта 25 – размер пособия исчислен путем умножения размера среднедневного заработка на число рабочих дней, а нужно было умножать на число календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности.

2.2.При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, выявлены нарушения следующих статей Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (с изменениями и дополнениями) (далее-Закон 7-З), пунктов Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение о пособиях семьям),и Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 г. № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» (далее – Положение № 572):

статьи 13 Закона7-З –  неверно определен размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет (далее – пособие на ребёнка до 3 лет), так для определения размера данного пособия применена среднемесячная заработная плата работников в республике за III квартал предшествующего года, а следовало применить среднемесячную заработную плату работников в республике за IV квартал предшествующего года;

пункта 9 статьи 13 Закона 7-З – неверно определен период выплаты пособия на ребёнка до 3 лет — выплачено за полный месяц, в котором ребенку исполнилось 3 года, а следовало по день достижения ребенком возраста 3 лет включительно;

статьи 27 Закона 7-З неверно был определен размер пособия (было выплачено без учета увеличения бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения с 01.11.2017).

пункта 6 Положения №572 – неверно определен период, с которого назначается ежемесячное пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (далее – ежемесячное пособие семьям), такданные пособия назначались и выплачивались со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, а следовало- со дня рождения младшего ребенка;

пункта 7 Положения № 572 – неверно определен период выплаты ежемесячного пособия семьям, так в месяце достижениямладшим ребенком 3 летнего возрастаежемесячное пособие семьям выплачено за полный месяц, а следовало по день достижения младшим ребенком возраста 3 лет;

2.3.В нарушение п. 15 Положения о порядке  направления населения на санаторно-курортное лечении и оздоровление, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь  № 542 от 28.08.2006 г. (далее-Положение №542) при определении размера платы за путевку в санаторий не правильно определен размер платы за путевку, доплата определена в размере 20%, а согласно имеющейся справке о размере денежного дохода за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу выдачи путевки, и данных Национального статистического комитета о размере начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь за позапрошлый месяц относительно месяца выдачи путевки, она должна была составлять 30%.

  1. Нарушения при проверке правильности заполнения и своевременность предоставления отчетности.

При проверке правильности заполнения и своевременностипредставления ведомственной отчетности формы 4-фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – отчет формы 4-фонд)установлены следующие нарушения:

в отчете  4-Фонд   (раздел III, строка 08, графа 4,5) плательщиком допущено искажение отчетных данных. Так, сумма начисленных обязательных страховых взносов в отчете не  соответствует данным первичных учетных документов бухгалтерского учета плательщика, обороты по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по Главной книге, а также данным сводной ведомости по заработной плате. Нарушены  пункт 26 Положения об уплате  и пункт 9 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.11.2017 № 152.

  1. Нарушения при проверке правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета

Нарушения при проверке правильности заполнения формы  ПУ-2  «Сведения о приеме и увольнении», формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения», раздел 1 «Сведения о сумме выплат (дохода),учитываемых при назначении пенсии, и страховых взносах» и раздел 2«Дополнительные сведения о стаже», формы ПУ-6«Индивидуальные сведения на ППС», раздел 1 «Сведения о начислениях и взносах на профессиональное пенсионное страхование» и раздел 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда»:

пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденного Постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 19.04.2014 № 7 (далее – Инструкция о заполнении ДПУ) –неверно представлены сведения о приеме на работу и увольнении с работыв форме ПУ-2  по отдельным застрахованным лицам;

пункт 15 Инструкции о заполнении ДПУ–  при заполнения раздела 2 формы ПУ-3 по видам деятельности «ДОГОВОР»  установлено, что по застрахованному лицу неверно указана строка «Номер договора»;

пункт 16 Инструкции о заполнении ДПУ– неверно отражены суммы отпуска за которые они начислены по застрахованным лицам; неверно отражены суммы пособий по временной нетрудоспособности за который они начислены по застрахованному лицу;

пункт 18 Инструкции о заполнении ДПУ – по застрахованному лицу  по виду деятельности «ДОГОВОР» неверно указан  период  начала и окончания  работ  по договору;

пункт 18 Инструкции о заполнении ДПУ – в форме ПУ-3, раздел 1 по коду категории застрахованного лица 03 (работающие на основе гражданско-правовых договоров у юридических лиц) неверно указаны суммы выплат согласно актам  сдачи-приемки выполненных работ по застрахованным лицам.

Пункт 28 Инструкции о заполнении ДПУ– в форме ПУ-6 не отражены суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленные работникам в связи с их занятостью на рабочем месте, включенном в Перечень ППС;

пункт 28 Инструкции о заполнении ДПУ – в форме ПУ-6 включены суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленные за периоды, когда работник не был занят полный рабочий день на рабочем месте, включенном в Перечень ППС;

пункт 30 Инструкции о заполнении ДПУ– включены периоды, в течение которых застрахованное лицо не было занято на работах с особыми условиями труда и не подлежало профессиональному пенсионному страхованию;

пункт 9 и 10 Правил №837 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997г. № 837 (с изменениями и дополнениями) (далее – Правила № 837) –представлена форма ПУ-3 по коду категории застрахованного лица 03 (работающие на основе гражданско-правовых договоров у юридических лиц), а следовало представить форму ПУ-2 и форму ПУ-3 по коду категории  застрахованного лица 01 (работающие на основе трудового договора);

пункт 10 Правил №837– неверно отражена  сумма материальной помощи, на которую начисляются обязательные страховые взносы согласно расчетного листка застрахованного лица, следовало в месяце в котором она начислена.

Марина КАЛИТНИК