О результатах мониторинга строительства жилья в Минской области

Закон и порядок

Пресс-релиз для освещения работы Комитета в средствах массовой информации

О результатах мониторинга строительства жилья в Минской области

Коллегией Комитета госконтроля Минской области дана принципиальная оценка эффективности принимаемых органами власти мер по жилищному строительству и соблюдению прав застройщиков при строительстве домов для населения.

Справочно:

В текущем году принимаемые облисполкомом и рай(гор)исполкомами меры не обеспечили достижения запланированных объемов жилищного строительства.

В целом по области за 8 месяцев 2011 г. введено в эксплуатацию 685,3 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов, что составило 52,1 % от годового задания (1315 тыс. квадратных метров). По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объемы строительства жилья снизились на 63,4 тыс. квадратных метров, или на 8,5%.

В январе-августе 2011 г. организациями всех форм собственности построено 7 317 новых квартир, что на 300 квартир меньше, чем в аналогичный период 2010 года.

Доведенное решением Миноблисполкома от 25.02.2011 № 225 задание по вводу в эксплуатацию жилья за 8 месяцев 2011 г. не выполнили 6 районов области и г. Жодино (Борисовский район – выполнение составило 49 % от плана, Крупский – 34 %, Любанский – 34 %, Мядельский – 41 %, Смолевичский – 33 %, Стародорожский – 44 %, г. Жодино – 53 %).

В январе-августе 2011 г. в Минской области не были введены в эксплуатацию более 40 многоквартирных жилых домов, запланированных к вводу в соответствии с утвержденным Минским облисполкомом графиком.

В Воложинском, Крупском, Червенском районах и г. Жодино в указанный период многоквартирные жилые дома ЖСПК вообще не вводились.

Недостаточными темпами осуществлялся ввод в эксплуатацию социального жилья для льготной категории граждан (введено в эксплуатацию 44 квартиры социального пользования при плане на год –  342 квартиры, или 12,9% от задания).

С отставанием от задания осуществлялось строительство жилья для многодетных семей (обеспечены жильем 134 многодетные семьи при плане на год 400 семей, или 33,5 % от задания).

В Минской области не искоренены факты искажения темпов строительства жилья путем приписок якобы построенных домов индивидуальными застройщиками.

В результате представления недостоверных отчетных данных путем приписки общей площади жилых домов в целом по Минской области ввод общей площади жилых домов за 2010 год был завышен на 29,8 тыс. квадратных метров, или на 2,3 %, а за январь-апрель 2011 г. – на 4,3 тыс. квадратных метров, или на 2,9 %.

В отчете за январь-декабрь 2010 г. Смолевичским райисполкомом количество введенных в действие квартир было завышено на 110 единиц (по данным отчета – 277, фактически – 167) и соответственно общая площадь жилых домов завышена на 19 951 квадратный метр, или в 1,9 раза. Допущенные искажения отчетных данных повлекли завышение выполнения задания по вводу в действие жилья за 2010 год по Смолевичскому району более чем на 30 процентных пунктов (фактически выполнение годового задания составило 61,3%, а по отчету – 93%).

Приписки объемов введенного жилья и недостоверные сведения в государственных статистических отчетах по форме 12-ис (ижс) «Отчет о построенных населением индивидуальных жилых домах» установлены Главным статистическим управлением по Минской области в I полугодии 2011 года в Смолевичском, Борисовском, Минском, Дзержинском, Логойском, Червенском, Столбцовском, Стародорожском и Клецком районах.

В указанный период только Борисовским райисполкомом было завышено на 6 076 квадратных метров общей площади построенных жилых домов (на 23,2% от их общего количества). В отчетах указанного райисполкома необоснованно отражались самовольно построенные жилые дома, а также пристройки (надстройки), не увеличивающие число квартир в домах.

За искажение данных государственной статистической отчетности в текущем году к административной ответственности привлечено 8 должностных лиц местных органов власти, а также в установленном порядке внесены изменения в государственную статистическую отчетность.

Принятые облисполкомом меры позволили не допустить существенного роста стоимости одного квадратного метра общей площади введенного жилья типовых потребительских качеств (темпы роста составили 3–10,5%), однако тенденция к увеличению цен в текущем году набирает темпы, что вызывает многочисленные обращения в Комитет госконтроля граждан (застройщиков).

По-прежнему в регионах созданные гражданами жилищные кооперативы самостоятельно проходят согласование всей разрешительной документации на строительство многоквартирных жилых домов (от выбора земельного участка до утверждения разработанной проектно-сметной документации), а договоры на выполнение функций заказчиков с УКСами заключают лишь на этапе начала финансирования строительства банками. ЖСКП «Звездный-2006» (Минский район) передал функции заказчика УКСу в мае 2010 г., через 5 лет после своего создания, а строительство дома было начато только в текущем году.

Коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству (далее – УКСы) не в полной мере выполняли задачи государственного заказчика по организации строительства жилья и соблюдению сроков строительства жилых домов.

Большинство введенных в эксплуатацию в январе – августе 2011 г. жилых домов сданы в эксплуатацию с превышением нормативного срока их строительства.

В Пуховичском районе, например, с 2000 по 2005 годы и в 2010 году жилищные строительные кооперативы вообще не формировались, а строительство многоквартирных жилых домов значительно превышало нормативные сроки. В 2010 году ни одного из восьми запланированных к вводу в эксплуатацию многоквартирного жилых домов не было введено, а созданный гражданами еще в 1999 году ЖСПК «Алмаз» в г. Марьина Горка приступил к строительству дома лишь в апреле 2011 г. после проведенной проверки Комитетом госконтроля.

Более двух лет ведется строительство двух 54-квартирных жилых домов по генплану № 5 и № 6 ЖСПК «Счастливая семейка» (Минский район), продолжительность строительства которых уже превышает нормативный срок в 3,8 и 4 раза соответственно, и срок ввода в эксплуатацию до настоящего времени не определен.

Строительство 148-квартирного жилого дома ЖСПК № 22 (г. Дзержинск), начатого в ноябре 2008 г., переносилось 5 раз и не завершено до настоящего времени из-за недостаточности рабочих у подрядчика и несвоевременного ввода в эксплуатацию инженерных коммуникаций.

Строительство ЖСПК «Пралеска-строй» в г. Копыль не завершено до настоящего времени и ведется с мая 2010 г. более 15 месяцев при нормативе 7 месяцев.

С августа 2010 г. ведется строительство 214-квартирного жилого дома ЖСПК «Рубеж -2007» в д. Копище Минского района, однако строительные работы остановились на цокольном этаже и из-за неритмичного финансирования подрядчика        (ОАО «СтройМАЗтрест») строительство дома фактически «заморожено».

Превышение установленных сроков строительства, факты некачественного выполнения строительно-монтажных работ, брак и недоделки выявлены проверками в строящихся жилых домах, заказчиками на строительстве которых выступали УКСы Минского, Воложинского, Молодечненского, Любанского, Копыльского, Пуховичского, Червенского и других районов, а также в г. Жодино.

За I полугодие 2011 г. инспекцией Департамента контроля и надзора за строительством по Минской области проверено 489 объектов жилищного строительства, в ходе которых выявлено 2964 дефекта и нарушения строительных норм и правил. По результатам проверок инспекцией выдано 325 предписаний, к 31 субъекту применено меры административной ответственности. Также за указанный период выдано 23 мотивированных отказа по вводу 18 жилых домов и объектов инфраструктуры к ним, заявленных на приемку в эксплуатацию с дефектами и недоделками.

Для устранения ситуации, угрожающей безопасному проведению работ при монтаже плит перекрытия на объекте            «40-квартирный жилой дом по г.п. № 15 в микрорайоне «Восточный» в г. Молодечно» (заказчик – МРУП «УКС-Сельстрой», подрядчик – ООО «Спецстрой»), указанной инспекцией было выдано предписание о приостановке строительства объекта до устранения выявленных нарушений.

По объекту «Многоквартирный жилой дом в д. Лесковка Минского района» (заказчик – КУП «УКС-Стройинвест», подрядчик – СУ-115  ОАО «Стройтрест № 7») инспекцией было выдано предписание по укреплению монолитного фундамента, так как при выполнении работ в зимний период не был обеспечен должный подогрев бетонной смеси, из-за чего нарушена герметичность подвальных помещений.

В ходе проводимых проверок Комитетом госконтроля также  установлены многочисленные нарушения требований строительных норм и правил, допущенные всеми участниками строительства объектов жилищного строительства (заказчиком, подрядчиком, проектировщиком), осуществляющими технический и авторский надзор.

При строительстве объекта «40-квартирный жилой дом ЖСПК «Марьина Горка-1» утеплитель из плит пенополистирольных на чердаке не был защищен от атмосферных осадков и уложен со щелями до 80 мм при норме не более 3 мм.

На объекте строительства ЖСПК «Марьино-Инвест» кладка внутренних несущих стен жилого дома № 2 из керамического эффективного кирпича была выполнена тычковыми рядами на всю высоту этажа без перевязки швов, а армирование кладки стен выполнялось сетками без антикоррозийного покрытия. При этом авторский надзор за строительством объекта со стороны проектной организации не осуществлялся (в журнале авторского надзора не было ни одной записи автора проекта о посещении объекта).

На земельном участке, отведенном под строительство 60-квартирного жилого дома ЖСПК «Учитель-2008» в г. Марьина Горка, ДУП «ПМК № 220» УП «Минскоблсельстрой» были выполнены земляные работы по срезке и уборке чернозема, а также начато устройство ленточных фундаментов без разрешения органов госстройнадзора на производство строительно-монтажных работ.

Только в августе 2011 г. был решен вопрос временного обеспечения строительной площадки электроснабжением и начаты работы по монтажу фундамента жилого дома ЖСПК «Медок» (г. Заславль), предусмотренного согласно утвержденному плану ввода в эксплуатацию жилых домов в Минском районе в октябре 2011 г.

Из-за ошибки проектного института (ЗАО «Комкон», г.Минск) электроснабжение указанной стройплощадки было запроектировано от несуществующей трансформаторной подстанции, а на корректировку проекта потребовался почти год.

С нарушением требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» на строительстве жилья выполнялись высотные работы.

При выполнении работ по огнезащите обрешетки кровли дома ЖСПК «Марьина Горка-1» строители не имели предохранительных поясов, а лестничные марши и площадки не были ограждены временным (или постоянным) ограждением.

На строительных площадках ЖСПК «Марьино-Инвест» (подрядчик – ОАО «СтройМАЗтрест») и ЖСПК «Марьина Горка-1» (подрядчик – ДУП «ПМК № 220» УП «Минскоблсельстрой») строители работали без защитных касок, чем нарушили требования пункта 5.12 ТКП 45-1.03-40-2006 «Безопасность труда в строительстве. Общие требования».

В квартире жилого дома ЖСК «Альянс-1» в пос. Боровляны, где после его ввода в эксплуатацию (июнь 2011 г.) проводилось устранение недоделок подрядной организацией ОАО «Бобруйский завод КПД», в рабочее время 13.07.2011 три столяра находились в нетрезвом состоянии (уволены по статье 42 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Проверки показали, что после приемки жилых домов в эксплуатацию большинство из них не было пригодно для проживания граждан и требовало дополнительных затрат на устранение недоделок и брака.

Введенный в эксплуатацию в январе 2011 г.. с отделкой жилых помещений 12-квартирный жилой дом ЖСПК «Жемчужный-строй» в г. Копыле эксплуатировался с многочисленными строительными недоделками, допущенными филиалом Копыльский РСУ ОАО «Универсалремстрой». В отдельных квартирах из-за повышенной влажности и засорения вентиляционных каналов на стенах проявилась плесень, а обои отстали от стен. После вмешательства Комитета устранение дефектов производилось подрядчиком за свой счет.

В 24-квартирном жилом доме ЖСПК № 15 в г. Любань, введенном в эксплуатацию с полной отделкой в марте 2011 г. ДУП «ПМК-201» УП «Минскоблсельстрой», в отдельных квартирах обои отставали от стен, на окрашенных потолках имелась плесень, установленные входные и межкомнатные двери не закрывались. В одной из квартир линолеум не был уложен, в двух квартирах стеклопакеты были установлены с разбитыми стеклами. На лестничных клетках побелка с потолков и стен осыпалась. Кровля была уложена с нарушениями проекта, местами были видны просветы.

Недоделки и брак также установлены во введенном в эксплуатацию в июне 2011 г. 24-квартирном жилом доме ЖСПК «Березина-2008» (Молодечненский район), в котором заселение в свои квартиры граждан задержалось на более чем два месяца из-за проведения дополнительных работ по их устранению.

В указанном доме из-за повышенной влажности на стенах и по углам образовалась плесень, обои почернели, в некоторых местах отвалились, а уцелевшие обои местами были прожжены при проведении сварочных работ по установке батарей. Не было выполнено в полном объеме утепление труб технического этажа. В подвале из-за большой влажности двери покрылись плесенью. Работы по благоустройству (устройство асфальтового покрытия) выполнены некачественно, с углублениями и провалами, в результате чего перед домом скапливалась ливневая вода.

При отсутствии здоровой конкуренции при выборе подрядных организаций застройщиками Минской области по-прежнему принимались предложения строителей по принципу имеющих у последних свободных мощностей, без изучения их деловой репутации и реальной оценки степени рисков.

На 01.09.2011 в Минской области более 100 созданных гражданами жилищных кооператив не приступило к строительству своих жилых домов из-за продолжительного срока разработки проектно-сметной документации, прохождения ее экспертизы, отсутствия подрядчиков для строительства дома по выбранным членами ЖСК индивидуальным проектам.

В ходе рассмотрения обращений граждан выявлено 19 недобросовестных участников строительства и проектных организаций, которые не выполнили свои обязательства перед застройщиками. Список передан для служебного пользования Миноблисполкому с целью недопущения дискредитировавших себя участников строительства на объекты строительства в будущем.

С нарушением утвержденных графиков и превышением нормативных сроков продолжается строительство двух 60-квартирных жилых домов ЖСПК «Октябрьский-04» (Смолевичский район) и ЖСПК № 10 (г. Смолевичи), где граждане пострадали из-за недобросовестного подрядчика ОДО «АртронСтрой» (г. Минск), не отработавшего полученные авансы в размере 440 млн. руб.

В отношении директора ОДО «АртронСтрой» (Турчина М.В.) ГУВД Мингорисполкома возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а граждане до настоящего времени не решили наболевший вопрос затянувшегося строительства своих жилых домов.

Более 810 млн. руб. целевых авансов, полученных на закупку строительных материалов для строительства жилого дома ЖСПК «Топаз-2006» (г. Жодино), не отработал генеральный подрядчик ЗАО «СУ-216» (г. Жодино), объявив себя банкротом.         КУП «Управление капитального строительства» г. Жодино (заказчик) совместно с пострадавшими застройщиками обратились в суд для взыскания с недобросовестного подрядчика не отработанных авансов, а замена подрядчика привела к затягиванию строительства жилого дома до настоящего времени.

По причине выбора в качестве подрядчиков некомпетентных организаций с июня 2009 г. до настоящего времени затянулось строительство 32-квартирного жилого дома ЖСПК «Радость и уют» (г. п. Смиловичи Червенского района).

Взамен не выполнившему свои обязательства перед застройщиками указанного дома подрядчика – ООО «СтройЭнергоРесурс» (г. Минск) КУП «УКС-Червень» привлек другого подрядчика – ООО «Стройэкспорт» (г. Минск), который также не завершил строительство указанного жилого дома и прекратил проведение работ на объекте. В результате заказчик вынужден заключить прямые договора с субподрядчиками и нести дополнительные затраты по привлечению к завершению строительства указанного жилого дома сторонних строительных бригад.

С мая 2008 г. ведется строительство 96-квартирного жилого дома ЖСПК «Хатежино-1» (Минский район), срок ввода в эксплуатацию которого переносился 6 раз. Недобросовестный подрядчик –  ЧУП «Экоимпульс» (г. Минск) не отработав более       500 млн. руб. полученных авансов, объявил себя банкротом.

КУП «УКС-Стройинвест» Минского района вместе с новым подрядчиком (ООО «Ослябя») вынуждены были изыскивать ресурсы для завершения строительства проблемного объекта и исправлять недоделки и брак, допущенные предыдущим непрофессиональным участником строительства указанного объекта.

Недостаточными темпами в январе-августе текущего года осуществлялось строительство инженерных сетей к вводимым жилым домам.

На местах не выполнялось требование законодательства об опережающем строительстве объектов инфраструктуры за три месяца до приемки в эксплуатацию жилых домов, а также с отставанием от графика велось их финансирование.

В целом по области на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 313 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или лишь 44,2% от предусмотренного объема на 2011 год.

По причине несвоевременного обеспечения заказчиком КУП «УКС-Дзержинск» подвода магистральных инженерных сетей (газ, электричество, водоснабжение, канализация) более 2-х месяцев не заселялся гражданами 80-квартирный жилой дом ЖСПК «Рассвет-28» (г. Дзержинск) после завершения его строительства в июне 2011 г.

Не обеспечено опережающее строительство инженерных сетей к 96-квартирному жилому дому ЖСПК «Эльбрус-2007» (заказчик КУП «УКС-Воложин», г. Воложин), где подрядчик (ЧУП «Воана-строй», г. Воложин) не смог своевременно приступить к выполнению работ по благоустройству придомовой территории (озеленение, дорога, тротуары) и дом не введен в эксплуатацию до настоящего времени.

Не были завершены работы по строительству инженерных сетей к запланированным к вводу в июне 2011 г. жилым домам в г. Жодино (ЖСПК «Транспортник-2009», ЖСПК «Топаз-2006»), в Минском районе (ЖСПК «Привольный-1», ЖСПК «Юность-Заславль», ЖСПК «Большевик-06», ЖСПК «Олимп-строй»), работы по которым не завершены до настоящего времени, и др.

После приемки жилых домов в эксплуатацию большинство из них не было пригодно для проживания граждан и требовало дополнительных затрат на устранение недоделок и решения организационных вопросов.

В микрорайоне «Восточный» (г. Молодечно) к шести введенным в эксплуатацию в апреле-июне 2011 г. жилым домам, где заселилось 340 семей (ЖСПК № 91, ЖСПК № 94, ЖСПК № 88, ЖСПК № 89, ЖСПК № 90, ЖСПК № 92), до 01.09.2011 не была подключена горячая вода.

В 60-квартирном жилом доме ЖСПК № 89, введенном в эксплуатацию в мае 2011 г., отсутствовала подача газа, а в ряде квартир (№ 55, 58 и 60) обои отставали от стен, а краска на потолках и стенах в санузлах и кухне отслоилась. После вмешательства Комитета подрядчик ОАО «Будавник-169» (г. Молодечно) устранил недоделки за свой счет, а газ был подан в течение недели.

В 7 из 9 подъездов жилого дома ЖСПК «Рогнеда-Заславль» по истечении 10 месяцев после его ввода в эксплуатацию (июнь 2010 г.) не был подключен газ, а жильцы более 100 квартир приготавливали пищу в новом доме на электроплитках.

Более 3-х месяцев не была подключена котельная к введенному в эксплуатацию в мае 2011 г. жилому дому ЖСПК «Боровая-2007», где подачу горячей воды жильцам 141-квартирного жилого дома обеспечило КУП «ЖКХ Минского района» только после вмешательства Комитета госконтроля.

Миноблисполкомом не налажен надлежащий контроль за проектными организациями Минской области, формированием стоимости проектно-изыскательских работ, сокращением сроков разработки проектной документации и осуществлением авторского надзора за строительством жилья.

Все 77 представленные на государственную экспертизу в январе-августе 2011 г. проекта жилых домов корректировались в процессе экспертизы, а 5 проектов возвращено на доработку в проектные организации по причине их несоответствия нормам законодательства (6,5% от числа представленных на экспертизу).

Из-за ошибок проектировщиков и необоснованного завышения стоимости проектных решений жилых домов при проведении экспертизы проектов за указанный период уменьшена сметная стоимость строительства на 7,5 млрд. руб. в базисных ценах 2006 года, в том числе за счет снижения стоимости проектно-изыскательских работ – на112 млн. руб., тем самым сэкономлены средств застройщиков.

В то же время за счет включения пропущенных проектировщиками объемов работ после прохождения экспертизы увеличена заявленная стоимость строительно-монтажных работ СМР на 3,1 млрд. руб. в базисных ценах 2006 года.

По причине низкого профессионального уровня отдельных специалистов и низкой дисциплины выполнения строительно-монтажных работ по-прежнему на объектах жилищного строительства выявляются факты завышений стоимости строительно-монтажных работ.

Управлением контрольных обмеров ОАО «АСБ «Беларусбанк» в I полугодии 2011 г. проведено 15 контрольных обмеров на объектах жилищного строительства Минской области, финансирование которых осуществлялось с использованием льготных кредитов.

На каждом из проверенных объектов выявлены завышения стоимости строительно-монтажных работ, составившие более 555,2 млн. руб., в т.ч. в результате ошибок проектных организаций – 327,4 млн. руб.

Контрольным обмером банка  выполненных строительно-монтажных работ по строительству 225-квартирного жилого дома ПЖСК «Ботаник» (заказчик – КУП «УКС-Стройинвест» Минского района; подрядчик –  ОАО «Стройтрест № 7»; проектная организация – ООО «КВ-Проект»), установлены завышения стоимости строительно-монтажных работ на общую сумму 241,7 млн. руб., в том числе из-за допущенной ошибки проектной организаций – на сумму 193 млн. руб.

Комитетом государственного контроля Минской области по результатам контроля за строительством жилья за январь-сентябрь 2011 г. к административной привлечено 13 юридических лиц и 9 должностных лиц, применено административных штрафов за завышения стоимости выполненных строительно-монтажных работ на общую сумму                  502 млн. руб.

Таким образом, проведенный мониторинг положения дел в строительном комплексе Минской области показал, что Миноблисполкому не удалось сохранить высокие темпы строительства жилья, набранные в 2010 году. Не в полной мере строительство жилья обеспечено стеновыми материалами, панели КПД и другие строительные материалы поставлялись на вводные объекты с отставанием от графиков выполнения строительно-монтажных работ. Не решены вопросы ритмичного обеспечения строительных площадок цементом и щебнем.

По состоянию на 22 сентября 2011 г. из предоставленных заявок по Минской области в ОАО «АСБ «Беларусбанк» в сумме 223,5 млрд. руб. профинансированы подрядные организации области в размере 22,5 млрд. руб., или 10,1% от заявленных средств. ОАО «Белагропромбанк» при заявленной сумме 13 млрд. руб. выделено кредитных ресурсов в размере 3,3 млрд. руб., или 25,4% от необходимого объема средств.

Недостаточное финансирование подрядных организаций Минской области и «замораживание» стоимости строительства жилых домов негативно отразилось на финансовых показателях строительных организаций области, привело к увеличению числа убыточных подрядных организаций (23 строительные организации, или 10,8% от их общего количества по области) и массовому увольнению рабочих строительных специальностей. С начала текущего года только в ОАО «Трест № 21» (г.Борисов) уволилось 403 работника, а с ДУП «ПМК-190» УП «Минскоблсельстрой» – 281 человек.

Недостаточно эффективно организована работа на местах с членами кооперативов, не налажена превентивная работа с населением по разъяснению ситуации на строящихся объектах и решению проблем граждан, что вызывает их неоднократные обращения по различным инстанциям.

За время работы организованной в Комитете госконтроля «горячей линии» и на личный прием обратились граждане 72 потребительских жилищных кооперативов. Специалистами Комитета только в текущем году посещено 48 строящихся объектов жилищного строительства по острому сигналу застройщиков. Более 40 обращений членов жилищных кооперативов находится на рабочем контроле в Комитете госконтроля.

По результатам проведенного мониторинга строительства жилья в Минской области согласно постановлению коллегии госконтроля  Миноблисполкому предложено привлечь к дисциплинарной ответственности ряд должностных лиц и принять исчерпывающие меры по наведению порядка в строительной отрасли, испытывающей существенные проблемы с финансированием строительства жилья и обеспечением строек строительными материалами и строителями.

Вопросы завершения строительства указанных проблемных домов ЖСК взяты на рабочий контроль в Комитете госконтроля до ввода их в эксплуатацию.

 

Начальник управления контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы Комитета государственного контроля Минской области

В.Г.Зезюлькина

 



Добавить комментарий